Физиологически в основе БДСМ лежит повышение уровня сексуального возбуждения человека и получения им психофизиологического удовольствия в результате сознательного нарушения тех или иных социально-детерминированных условий или табу, а также (хотя и не всегда) определённых физических воздействий. При этом БДСМ может быть как самодостаточной практикой, не связанной с непосредственным половым контактом, так и являться частью сексуальных действий.
Отличия БДСМ от социально агрессивных и/или преступных действий определяются, прежде всего, жёстким соблюдением участниками БДСМ-отношений рамок SSC (аббревиатура от английских слов safe, sane, consensual) — принципов безопасности, разумности и добровольности. Поскольку в большинстве своем БДСМ-активность предполагает моральные и физические воздействия, для отличия естественных психомоторных реакций человека на дискомфорт и боль от сознательного желания прекратить БДСМ-действия используются специальные механизмы. В частности, в любой момент участник сессии может произнести заранее оговоренное стоп-слово (либо жест или движение), что будет означать требование безусловного моментального прекращения всех БДСМ-действий. Некоторыми парами используется более сложная система сигнализации, которая также позволяет «нижнему» партнеру сообщать о допустимости конкретного вида воздействия или силы воздействия.
читать дальшеЭтимология понятия
В составной аббревиатуре-акрониме BDSM заключены названия основных составляющих этого явления:
BD (Bondage & Discipline — неволя и дисциплина, воспитание) — бондаж (связывание, ограничение подвижности), дисциплинарные и ролевые игры, игровое подчинение, унижение, наказания;
DS (Domination & Submission — доминирование и подчинение) — неигровое господство и подчинение; отношения, в которых в результате предварительной договоренности присутствует неравноправие партнеров;
SM (Sadism & Masochism — садизм и мазохизм) — садомазохизм; практики, связанные с получением удовольствия от причинения или переживания физической боли.
Появление аббревиатуры было вызвано, в частности, тем, что изначально бондаж/дисциплина (BD) и доминирование/подчинение (DS) считались подразделом садомазохизма (SM), что не устраивало представителей данных направлений. Садистам доставляет удовольствие причинять боль, мазохистам — испытывать её. Но господство и подчинение проявляется в большей степени на психологическом уровне, эротическом обмене властью, и в меньшем — на уровне физических действий. Не все мазохисты подчиняющиеся, и не всем подчиняющимся нравится испытывать боль. Не все садисты доминантны, и наоборот, не все доминанты являются садистами. После некоторых дискуссий со всеми заинтересованными сторонами была введена сборная аббревиатура BDDSSM, практически сразу сокращенная до BDSM. Появление аббревиатуры относят к началу 1990-х годов.
В русский язык аббревиатура транслитерируется как БДСМ (произносится БэДэЭсЭм). Важно иметь в виду, что смысл англоязычного термина BDSM вовсе не совпадает с русскоязычным понятием «садомазохизм», поскольку являет собой гораздо более широкий спектр понятий и практик.
История возникновения
BDSM как явление уходит корнями в глубокую древность. Ритуальные бичевания были известны ещё в IX веке до н. э. Так, в Древней Греции, публичная порка спартанских мальчиков проходила перед алтарем Артемиды Ортии ежегодно. Одно из самых ранних графических свидетельств садомазохистских сцен сексуальной направленности было найдено в Этрусской усыпальнице в Тоскане. Внутри пещеры Томба делла Фустигационе (итал. Tomba della Fustigazione; VI век до н. э.) изображены двое мужчин, которые порют женщину палкой и рукой во время любовных утех. Ряд фресок эротического характера, обнаруженных при раскопках Помпей, также содержат элементы БДСМ (порка мужчиной женщины рукой, женщина в повелительной позе над мужчиной и т. п.)
Тексты садомазохистского содержания имеются также в Кама Сутре:
…Говорят, что любовное удовольствие подобно состязанию, ибо любви свойственны распри и дурное настроение… В силу подобной склонности нанесение ударов — также часть [любовного удовольствия]. Места [ударов] — плечи, голова, грудь, спина, бока… Эти [удары] четырех видов: тыльной частью руки, согнутой ладонью, кулаком и распрямленной ладонью. (Часть 7, гл. 15-16: О применении ударов)
Эпизодические упоминания о той или иной форме БДСМ как прелюдии или замены сексуальных отношений присутствуют в европейской литературе начиная с XIV столетия. Можно предположить, что средневековое явление возвышенной любви с её рабской преданностью и платонической страстью было своего рода предтечей БДСМ.
Портрет Маркиза де Сада
Вместе с тем, как особую форму сексуального поведения BDSM стали рассматривать только с конца XVIII века, когда в странах Европы начался процесс медицинской и юридической категоризации сексуальных отношений. В романе «Фанни Хилл» английского писателя Джона Клеланда, изданном в 1749 году, присутствует сцена эротического бичевания. Упоминания о борделях, специализировавшихся в том числе на порке, встречаются начиная с 1769 года. Несколько позже в свет вышли произведения маркиза де Сада. По существу, романы де Сада были первыми литературными произведениями полностью БДСМной тематики. Вместе с тем, произведения де Сада имели практически исключительно садистскую направленность (что и послужило причиной появления самого термина «садизм»). В XIX веке произведения де Сада были «уравновешены» творчеством Леопольда фон Захер-Мазоха, в частности, известным романом «Венера в мехах» (англ. Venus in Furs), в котором главный персонаж хочет, чтобы его возлюбленная обращалась с ним как с рабом.
Вместе с тем, несмотря на закрепление в медицинской литературе таких понятий, как садизм и мазохизм, идеи Захер-Мазоха и, в особенности, де Сада были очень далеки от современной субкультуры БДСМ, главным образом — в основных принципах полного информирования, безопасности и добровольности. Садизм и мазохизм рассматривались ими в качестве реальных жизненных ситуаций, зачастую подразумевающих совсем не игровое истязание и подчинение. В своем современном виде БДСМ зародилась на рубеже XIX и XX столетий и являлась развитием скорее эротических игр с элементами доминирования-подчинения, практиковавшихся в европейских борделях, нежели идей де Сада и Захер-Мазоха.
Дальнейшее развитие шло по пути выделения БДСМ в отдельный тип сексуального поведения. В частности, создавались литературные произведения данной направленности. Американский психолог Роберт Бьенвену считал, что своим появлением современный БДСМ обязан трем книгам: «European Fetish» (1928), «American Fetish» (1934), and «Gay Leather» (1950).
Появление первых графических произведений с элементами БДСМ относится к началу XX века. Первые фотографии, полностью посвященные тематике БДСМ, появились в 1950-х годах. Их автором был известный американский фотограф и режиссёр Ирвинг Клоу, издавший в это время серию фотографий в стилистике БДСМ (в основном — с участием известной в то время эротической фотомодели Бетти Пейдж). Кроме того, Клоу снял один из первых эротических фильмов по этой тематике и организовал издание комикса, созданного знаменитыми впоследствии БДСМ-художниками Джоном Вилли и Эриком Стантоном.
Примерно в это же время Бетти Пейдж стала одной из самых успешных моделей таких направлений, как фетиш и пин-ап, поднявшись практически до уровня секс-символа, что на волне начинавшейся на западе сексуальной революции повлекло распространение БДСМ. Итальянский писатель и дизайнер Гвидо Крепакс, чьи произведения во многом определили развитие стиля европейского «комикса для взрослых» второй половине XX века, использовал в своих работах образ Пейдж. Примерами быстрого распространения BDSM-тематики в фотографическом искусстве второй половины XX века могут служить работы таких фотографов, как Хелмут Ньютон (Германия) и Роберт Маплторп (США)
Определенное влияние на распространение БДСМ оказало появление таких движений, как «Old Guard leather» и «Samois». «Old Guard leather» представляла собой сеть закрытых клубов гомосексуальной направленности, созданных солдатами американской армии, вернувшимися из Европы после окончания Второй мировой войны (в тот период в американской армии гомосексуализм получил достаточно высокое распространение). В этих клубах воссоздавалась атмосфера сплетения жестокости, эротизма, военной иерархии и дисциплины, подобная военной. Организация пребывала в изоляции до 1970-х годов, после чего субкультура «вышла в мир» и утратила гомосексуальную направленность. «Samois» была организацией того же типа, но образованной лесбиянками-феминистками. Действия данной организации привели к началу распространения БДСМ среди лесбиянок, а в 1970-х годах «Samois», как и «Old Guard leather», «вышла в мир», но не утратила своей лесбо-направленности. В сегодняшнем виде оба этих движения являются одним из ответвлений субкультуры БДСМ.
Распространение БДСМ значительно ускорилось в 1990-х годах с появлением сети Интернет, особенно после появления Usenet-сетей и групп новостей типа alt.sex.bondage, объединявших людей, заинтересованных в альтернативных сексуальных отношениях, и в частности, БДСМ. Той же сети alt.sex.bondage приписывается и создание в начале 1990-х годов аббревиатуры «BDSM» (самая ранняя интернет-публикация с использованием аббревиатуры датируется июнем 1991 года).
BDSM-сообщество
Субкультура БДСМ состоит из множества отдельных направлений, определяющихся предпочтениями конкретных участников — дисциплина и спанкинг (порка), связывание и фиксация (bondage), власть и подчинение (DS, Dominance & Submission), бессрочная иерархическая «принадлежность» (LS, lifestyle) и другие. Эти направления могут как комбинироваться, так и существовать раздельно.
По БДСМ-ориентации участников действий принято разделять на подчиняющих (top, верхний) и подчиняющихся (bottom, нижний), а также тех, кто сочетает в себе желание подчинять и подчиняться (switch — свич). «Обычные» отношения, не имеющие никаких элементов BDSM, в сообществе принято называть «ванильными» (по аналогии со вкусами мороженого — мороженое без дополнительного вкуса в США называют ванильным).
По результатам опросов, выявлены следующие предпочтения партнёрской роли:
Роль доминирующего партнёра выбирают:
71 % мужчин с гетеросексуальной ориентацией
11 % женщин с гетеросексуальной ориентацией
12 % мужчин с гомосексуальной ориентацией
Роль подчиняющегося партнёра выбирают:
29 % мужчин с гетеросексуальной ориентацией
89 % женщин с гетеросексуальной ориентацией
88 % мужчин с гомосексуальной ориентацией
Атрибутика и сленг участников
Участники БДСМ в своей практике (а некоторые и в повседневной жизни) используют фетиш-атрибутику.
Классическими атрибутными элементами являются всевозможные кожаные элементы одежды с декоративными элементами из стали (или без таковых), латексные костюмы, ошейники, наручники, маски и т. п.
Существуют ювелирные изделия, относящиеся к разряду БДСМ-атрибутики. Чаще всего это перстни или кулоны с изображением «трискеля»-символа БДСМ культуры.
Отдельно выделяются предметы, предназначенные непосредственно для физического воздействия на партнера («экшена», от английского «action» — действие), но в то же время, применение которых возможно и в атрибутном отношении — плети, хлысты, стеки и т. п. Данные элементы, в российском БДСМ сообществе, чаще всего, именуются «девайсами» (от англ «device» — устройство, приспособление). Этот же термин может употребляться в отношении фиксирующих элементов — наручников, ошейников и т.д, применяемых по назначению (в отношении декоративных элементов, как правило, не употребляется).
Уважительно верхнего называют Мастер, Хозяин, Господин (М), Госпожа (Ж).
Сексуальные игры БДСМ в западных странах часто проходят в специализированных «тёмных комнатах», расположенных в гей-клубах, клубах для свингеров и БДСМ-клубах.
Эмблема БДСМ-сообщества
Необходимость эмблемы БДСМ обсуждалась в дискуссионных группах в Интернете с начала 1990-х годов. В итоге в 1995 году эмблема была создана Стивом Квагмюром (Steve Quagmyr) на основе древнего символа — трискелиона, используемого во многих культурах (таких, как кельты, викинги, саксы). Кроме того, налицо явная взаимосвязь с даосским символом взаимосвязи Инь и Ян.
Данная эмблема получила всемирное признание БДСМ-сообщества. Трехэлементный дизайн может быть интерпретирован как взаимосвязь и взаимозависимость основных элементов субкультуры — BD, DS и SM; как три основных принципа БДСМ — SSC (англ. Safe, Sane & Concensual — Безопасность, Разумность и Добровольность); как три группы участников БДСМ-сообщества — топы, боттомы и свичи. Изогнутые линии могут восприниматься как розги в движении, а круглая форма — как самодостаточность и защищенность всей БДСМ-системы. Цвета могут варьироваться, но круг и разделяющие кривые, как правило, имеют металлический цвет. Надо сказать, что использование БДСМ-эмблемы именно в таком виде, в каком она была предложена ее создателями, внутри субкультуры не является обязательным, однако она является наиболее известной и распространённой БДСМ-эмблемой. Удаляя или видоизменяя какой-то ее компонент, можно получить эмблему с совершенно другим смыслом.
Данная БДСМ-эмблема широко применяется в дизайне украшений, тематических товаров, интернет-сайтов, плакатов БДСМ-мероприятий и т. п.
Существуют также другие варианты символа БДСМ-субкультуры, однако они значительно менее распространены.
Практика
Бастинадо (или фалака) — нанесение ударов по босым ступням. Верхний партнёр бьёт по подошвам ног (пяткам) нижнего бамбуковой или ротанговой тростью, паддлом и т. д., при этом обычно ноги лишаются подвижности, чтобы нижний партнёр не мог их убрать.
Бондаж — ограничение подвижности, например, связывание, приковывание, заключение в клетку.
Игры с воском (Wax play) — применение расплавленного воска (капание на кожу нижнего партнёра и т. д.)
Игры с кровью (Blood play) — воздействия, результатом которых является появление крови (используются, например, иглы или нож). Практика подразумевает большую осторожность и соблюдение правил асептики.
Игры с ножом (Knife play) — воздействия с использованием острых предметов (например, лезвия ножа), не подразумевающих, однако, обязательного присутствия крови.
Игры с огнем (Fire play), или практики с огнем — использование во время экшена открытого пламени. Является довольно редким и экзотическим видом SM-практик ввиду наличия определённого риска травматизма и подсознательного страха. Требует особых мер предосторожности и высокой индивидуальной переносимости у нижнего партнёра.
Игры с электричеством (Electric Play) — применение безопасного для организма воздействия электрическим током.
Игры с элементами медицинского воздействия (Medical play) — применение медицинской атрибутики (роторасширители, клизмы, колесо Вартенберга и т. п.), общая стилизация БДСМ-сессии под медицинские действия (к примеру, урологический или проктологический осмотр).
Мумификация — тип бондажа, полное запеленывание тела человека, подобно мумиям, с целью полного обездвиживания, иногда в комбинации с маской, притупляющей слух и закрывающей обзор, берушами, кляпом и т. д. Подразделом мумификации можно считать бондаж с помощью вакуумной кровати.
Пет-плей (Pet-play) — нижний партнёр играет роль животного, часто собаки.
Пони-плей (Pony-play) — отдельно выделяемая разновидность Pet-play, при которой нижний партнёр играет роль лошади.
Сенсорная депривация — ограничение либо полное лишение подчиняющегося возможности пользоваться осязанием, слухом, зрением, вкусом или обонянием в рамках сессии, производится с помощью масок, кляпов, берушей и мумификации.
Мумификация — когда нижнего полностью лишают ощущений, обёртывая тело при помощи бинтов или пищевой пленки. Эта практика является опасной в отношении воздействия на психику и требует специальных мер безопасности, в частности, обеспечение возможности использования нижним стоп-слова для немедленного разрезания обвязки. Мумификация не допускается в положении стоя, так как во многих случаях это приводит к потере сознания.
Сибари — тип бондажа, японское искусство связывания.
Фейсситтинг (facesitting) — сидение верхнего партнера на лице нижнего.
Трамплинг (топтание) — стояние или хождение по нижнему партнёру босиком или в обуви.
Золотой дождь (golden shower) — верхний партнёр испускает мочу на нижнего.
Фистинг — введение кисти руки в вагину или анус.
Флагелляция — порка партнера (с его предварительного согласия) с помощью плети, хлыста, кнута и прочих гибких приспособлений.
Фут-фетиш (footfetish или просто фф) — сексуальное влечение к ступням, обуви.
Поклонение босым ступням (barefoot worship) — разновидность Фут-Фетиша: лизание подошв, пяток, пальцев верхнего нижним.
Age Play (Игра с подменой возраста) — ролевая игра, в которой один или оба партнера играют роль «старшего» или «младшего» в дисциплинарной сцене.
Baby Play — ролевая игра, в которой один из партнеров играет роль ребёнка.
Spanking — шлёпанье или порка, воздействие на ягодицы с помощью ладони, ремня и прочих гибких и жёстких приспособлений (таких, как паддл).
Подвешивание — форма фиксации, при которой человека подвешивают в связанном состоянии.
Ballbusting - нанесение ударов по мошонке мужчины, а также её сдавливание, топтание и т.д. Иногда воздействию также подвергают половой член.
Cuntbusting - нанесение ударов по промежности и половым органам женщины.
Некоторые приспособления
Для сенсорной депривации
Кляп
Маска
Повязка на глаза
Для порки
«Девайсы» (приспособления), предназначенные для порки (флагелляции), условно разделяются на три категории: жёсткие (паддл, шлепалки), гибкие (розги, Стек), подвижные (флоггеры, плеть, кнуты).
Плеть — состоит из жёсткой ручки и плетёного хвоста с сердечником и без фала. Хвост заканчивается узлом и хлопушкой из той же кожи. Общая длина однохвостой плети, как правило, колеблется в пределах 600—1000 мм. Существует вариант вообще без жёсткой ручки — снейк (англ. snake — змея).
Кнут — обычно состоит из ручки длиной от 20 до 100 см и очень длинного хвоста длиной от 1,5 до 12 метров, с фалом (хлопушкой) из кожи или другого материала на конце.
Флоггер (многохвостка) — плеть с несколькими гладкими хвостами.
Паддл — деревянная пластина для порки.
Стек — короткая тонкая упругая трость, с куском кожи или шнурком на конце, обычно применяемая при верховой езде и дрессировке служебных собак.
Розги
Трость — тонкая тросточка из бамбука. Часто применяется для бастинадо.
Также для порки используются подручные средства.
Для фиксации и бондажа
Бондаж из верёвок, цепей или ремней, опоясывающих торс или все тело в качестве эротического костюма или элемента сцены со связыванием.
Карабин — карабин, обычно применяемый альпинистами при восхождениях. В БДСМ-сценах применяется как средство для связывания с подвешиванием.
Конь — конструкция для фиксации человека, своеобразный аналог спортивного снаряда «конь». Применяется, как правило, для фиксации при бичевании.
Испанская кобыла — приспособление, аналогичное Коню, применявшееся для пыток Инквизицией. Отличается от классического Коня тем, что «рабочая поверхность» представляет собой ребро двух скрепленных под углом 90 градусов досок.
Крест — конструкция для закрепления человека, обычно изготовляется из дерева и оборудуется средствами фиксации рук, ног, шеи и т. п. Чаще всего используются кресты андреевского типа.
Манжеты для лодыжек — приспособление для фиксации ног, изготовляется из кожи, металла и т. п.
Наручники (наручники из металла, наручи — из кожи или ткани. Поножи — аналог для фиксации ног) — применяются для фиксации и как атрибут ролевых игр.
Отцепка — небольшое приспособление для веревок, цепей или ремней, использующееся для быстрого освобождения жертвы в случае опасности.
Ошейник — используется для привязывания партнера, физического либо морального ограничения его свободы. Также носится (иногда и вне BDSM-сессии), как символ подчиненного положения партнёра, либо желания подчиниться.
Прочие
Пояс верности — специальное устройство для лишения возможности совершать половой акт и воздействовать на гениталии.
Результаты БДСМ-практик
Для подчиняющегося (нижнего) партнёра основной целью при проведении активных БДСМ-действий, как правило, является получение психофизического удовольствия от действий доминирующего партнёра. С медицинской точки зрения, это подразумевает стимулирование выработки в организме подчиняющегося партнёра эндорфинов за счёт совершения доминирующим партнёром тех или иных действий. Помимо обычных реакций человеческого организма на повышение уровня эндорфинов (таких, как удовольствие, эйфория, частично притупление болевых ощущений и т. п.), возможно достижение подчиняющимся партнёром одного из следующих состояний:
Сабспейс — особая, измененная форма сознания (транс), возникающая в результате выброса в кровь значительного количества эндорфинов. Чаще всего подобный выброс является результатом физических воздействий (надо отметить, что подобное состояние достижимо не только в результате практик BDSM, но и при обычном массаже). Тем не менее, достижение сабспейса может наблюдаться и при отсутствии физических воздействий, лишь благодаря эмоциональному фону (особенно у людей, склонных к впадению в трансовые состояния).
Состояние является довольно опасным с точки зрения травматизма. Выброс эндорфинов затормаживает кору головного мозга, в результате притупляется реакция на боль, теряется чувство реальности и контроль за происходящим. «Нижний партнёр» никак не может сигнализировать о своем действительном физическом состоянии, что может повлечь за собой нежелательные и опасные последствия. В этом случае от доминирующего (верхнего) партнёра требуется особое внимание и осторожность.
Сабдроп — не является физиологически обязательным элементом экшена и обусловлен чаще всего непрофессионализмом (верхнего) партнёра, иногда — психологическими проблемами нижнего или стечением негативных жизненных обстоятельств. Характеризуется негативными симптомами различной природы, которые иногда могут отмечаться у нижних через несколько часов или дней после проведения экшена.
Оргазм — в результате БДСМ-воздействий возможно достижения оргазма;
Слёзы — в общем случае, являются не самоцелью, а лишь механизмом расслабления. Психологи отмечают, что рыдания способствуют снятию эмоциональной напряженности. Вызов плача во время «экшена» позволяет запустить в организме «нижнего партнера» «разгрузочный механизм». Естественно, что слезы могут быть так же и просто реакцией на боль и не иметь эмоциональной окраски.
Однако, важно отметить, что целью может так же являться получение удовольствия от самого болевого ощущения или получение эмоциональных переживаний (сами действия могут не нравиться «нижнему партнеру», как таковые, но находясь в отношениях «Дом»-«саб», он будет идти на них ради удовлетворения желания «Верхнего» и получать удовольствие психо-эмоционального характера).
Удовлетворение «Верхнего партнера», как правило, носит психо-эмоциональный характер и никак не связано с собственными физическими ощущениями. Исключением может являться ситуация, когда в процессе проведения «экшена» происходит половой контакт между партнерами.
БДСМ-проституция
БДСМ-проституция — это особый вид проституции, подразумевающий под собой помимо возможных действий сексуального характера, также и физические воздействия, относящиеся к области БДСМ. Зачастую действия сексуального характера полностью исключаются.
БДСМ-проституция распространена как в гетеросексуальной, так и в гомосексуальной форме. Предоставлением платных БДСМ услуг занимаются как Верхние, так и нижние субъекты. Причем, многие из них не ассоциируют каким-либо образом себя и свои действия с явлением проституции и стараются избегать этого термина (чаще всего именуют себя «Платная Госпожа (Господин)», «платная нижняя» и т. п.).
Внутри БДСМ-сообщества отношение к платным БДСМ-услугам неоднозначно — от резкой неприязни до лояльности.
БДСМ в искусстве
В литературе
Упоминания о БДСМ достаточно широко встречаются в литературных произведениях, причём как выраженной эротической, так и более нейтральной направленности.
К первым могут быть отнесены:
Маркиз де Сад, романы «Жюстина, или Несчастная судьба добродетели», «Философия в будуаре» и другие;
Леопольд фон Захер-Мазох, роман «Венера в мехах» и другие;
Полин Реаж (Pauline Réage), роман «История О» (Histoire d’O);
Анна Мар, роман «Женщина на кресте».
Ко вторым можно причислить:
Джон Клеланд (John Cleland), роман «Фанни Хилл»;
Энн Райс (Anne Rice), серия романов «Спящая красавица» («Sleeping Beauty» series) (под псевдонимом A. N. Roquelaure);
Томас Шарп (Thomas Sharp), роман «Уилт» (Wilt);
Пауло Коэльо, (Paulo Coelho), «Одиннадцать минут» (Onze Minutos);
Элементы БДСМ периодически встречаются также в поэтических произведениях ряда авторов, к примеру, Анны Ахматовой
Кинематограф
Художественный кинематограф также не обошел вниманием тематику БДСМ.
Например, в фильме «Секретарша», где главные роли исполнили Джеймс Спэйдер и Мэгги Джилленхол, раскрывается тема удовлетворения от причиняемой боли, доминирования и подчинения.
Хорошо открывается тема отношений в БДСМ в фильмах «История О», История О 2: Возвращение в Руасси и Новая история "О"
Че за нахуй такой??? Че это за нахуй?! Я таким точно не занимаюсь. Не занимался, не занимаюсь, и заниматься не буду.